Актуальность проблемы
адаптации детей к ДОО занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это
связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в
него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением
поведенческих реакций ребенка.
Поэтому необходимо
помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования.
Методические рекомендации помогут воспитателям в сотрудничестве с родителями обеспечить положительное эмоциональное состояние каждого ребенка, создать положительный эмоциональный настрой в группе, наладить доверительные отношения с каждым ребенком, снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей, вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
В первую очередь ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения и т.д.
Игра №1.
«Иди ко мне»
Ход игры. Взрослый
отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая:
«Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает:
«Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.
Игра №2. «Пришел Петрушка»
Материалы к
игре: Петрушка, погремушка.
Ход игры. Воспитатель
приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с
Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Игра №3. «Выдувание мыльных пузырей»
Материалы к
игре: баночки для выдувания мыльных пузырей.
Ход игры. Воспитатель
на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая
трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на
трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не
коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей,
куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.
Игра №4. «Хоровод»
Ход игры. Воспитатель
держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг
розовых кустов,
Среди травок
и цветов,
Кружим,
кружим хоровод.
До того мы
закружились,
Что на землю
повалились.
Бух! При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вокруг
розовых кустов,
Среди травок
и цветов,
Водим, водим
хоровод.
Как
заканчиваем круг,
Дружно
прыгаем мы вдруг.
Гей! Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
Игра №5 «Покружимся»
Материалы к игре: два игрушечных мишки.
Ход игры.
Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает
другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием.
Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь,
кружусь, кружусь,
А потом
остановлюсь.
Быстро -
быстро покружусь,
Тихо - тихо
покружусь,
Я кружусь,
кружусь, кружусь.
И на землю повалюсь!
Игра №6.
«Прячем мишку»
Материалы к
игре: большая мягкая игрушка знакомая ребенку.
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Воспитатель спрашивает у ребенка: «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда они найдут игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося; «Ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, они повторяют игру еще раз. Затем они меняются местами. Теперь воспитатель ищет ребенка.
Игра №7.
«Солнышко и дождик»
Материалы к
игре: детские стулья.
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены игровой комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя: «Дождик! Скорее домой!» бегут на свое место и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
Игра №8.
«Хоровод с куклой»
Материалы к
игре: кукла
средних размеров.
Ход игры.
Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, «гладит» каждого
по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла
«предлагает» потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за
одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и
влево, напевая простую детскую песню.
Эта игра проводится с двумя или тремя детьми.
Игра №9.
«Догонялки»
Материалы к
игре: кукла средних размеров.
Ход игры. Кукла
знакомая по игре «Хоровод с куклой», «говорит», что хочет поиграть в догонялки.
Воспитатель побуждает детей убегать от куклы. Кукла их «догоняет, радуется»,
что нашла их «обнимает» и «говорит: «Вот мои ребятки».
Эта игра проводится с двумя или тремя детьми.
Игра №10 «Солнечные зайчики»
Материалы к
игре: маленькое
зеркальце.
Ход игры.
Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные
зайчики.
Играют на
стене.
Помани их
пальчиком,
Пусть бегут
к тебе!
По сигналу воспитателя: «Лови зайчика!». Дети пытаются его поймать.