Развивающие занятия для детей в адаптационный период (часть 1)

 
ЗАНЯТИЕ №1

«Котенька-коток»

Цель занятия:

1) создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;

2)     знакомство детей со взрослыми (воспитателем) и друг с другом;

3)  развитие эмпатии;

4)  снятие психомышечного напряжения;

5)     развитие координации движений, мелкой моторики, ориента­ции в собственном теле.

Оборудование: корзина, кукла-котенок, маленькая игрушечная мышка, палочка с бантиком, альбомные листы по количеству детей, с нарисованным на каждом листе котиком, краски для рисования пальцами, влажные салфетки для рук.

Ход занятия:

«Здравствуй, я котик!»

Воспитатель приносит в группу корзинку: «Здравствуйте, ребята! У меня для вас сюрприз. Он находиться у меня в корзинке». Воспитатель надевает на руку куклу-котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с ним. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я –котеночек, а тебя как зовут?» (если ребенок стесняется или плохо говорит, то ему помогает воспитатель)

     «Ласковое имя»

Воспитатель в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька, хороший Мишенька» и т.д.

     «Как у нашего кота»

Воспитатель обращает внимание детей на котика, читается потешка:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Зубки белые,
Глаза смелые.
При повторном прочтении воспитатель вместе с детьми на каждую строчку выполняет определенные движения: руками показывает ушки над головой, пальчиками изображает под носиком усы, стучит зубками, гладит глазки.

 «Кот и мышь»

Воспитатель говорит: «Ой, кто это у меня в кармане шевелиться?» Достает мышку и предлагает посмотреть и послушать песенку, которая называется «Кот и мышь». Пропевается песенка:

Кот, кот,коток,

Не садись на краек,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет!

Кот переговаривается с мышью:

-         Мышечка-поскребушечка, ты куда бегала?

-         В погребок.

-         Что там делала?

-         Ела сыр и творог.

-         Мне молоко оставила?

-         С порожка скочила, хвост в молоке обмочила,

-         Ну словлю!

-         А я убегу!

С этими словами мышь начинает бегать по столу, по детям, а кот ее догоняет. Мышка прячется и убегает от кота. (воспитатель прячет игрушку-мышку).

 «Кот усатый ходит» (пальчиковая игра)

Воспитатель и дети, пропевают песенку и выполняют движения.

Кот усатый ходит,

Показывают ушки у кота

Все за мышкой бродит,

Двумя пальчиками «ходят»

Мышка, мышка берегись

Грозят пальчиком

Смотри коту не попадись.

Помотать головой

Игра повторяется 2-3 раза.

«Лови-лови»

Воспитатель рассказывает детям, что котята очень любят играть с бантиками. Предлагает детям превратиться в котят ( «раз, два, три - вокруг себя повернись и в котенка превратись!» ) Достает палочку, к которой привязана веревочка с бантиком. Опуская и поднимая ее, он предлагает отдельным детям поймать бантик. Поворачиваясь в разные стороны, психолог пытается вовлечь в эту забаву всех детей. После игры психолог привязывает бантик котику на шею и предлагает детям сесть на коврик около котенка и уложить его спать.

Релаксация (котик ложиться спать). Воспитатель укачивает котенка и напевает мотив колыбельной песенки: А-а-а-а….

Рисование. (Детям раздают заранее заготовленные листы, на которых у каждого ребенка нарисован котик). Педагог объясняет, что котята потеряли разноцветные шарики и поэтому грустят. Чтобы развеселить котят, надо пальчиком нарисовать для них разноцветные шарики (воспитатель показывает приемы работы). Дети пальцами рисуют около своего котенка шарики (макают пальчик в заранее приготовленную гуашь и рисуют).

 

ЗАНЯТИЕ №2  «Разноцветные клубочки»
Цель занятия:
1) создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;

2)      снятие эмоционального и мышечного напряжения;

3)      развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

4)      снижение импульсивности, повышение двигательной активности

5)      развитие эмпатии.

Оборудование: котик, клубочки ниток по количеству детей, корзина для клубочков, рисунок котика с предыдущего занятия, клей, нитки, фломастеры или карандаши

Ход занятия:

«Здравствуй, я котик!» (см. занятие №1)

Котик пришел в группу к ребятам взъерошенным:

«Я спешил к вам ребята, а по пути встретил большую собаку... (Воспитатель рассказывает «взъерошившую» котика историю, потом просит детей успокоить Котика)

«Ласковое имя» (см. занятие № 1)

«Хорошие ушки, красивые глазки…»

«Воспитатель предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки и т.д. Затем погладить себя со словами: «Хороший мальчик, хорошая девочка...»

«Кто разбудил котика?» (вариант игры « Угадай, кто позвал»)

-   Котик   предлагает  детям   поиграть.   Малыши   превращаются   в  мышат,   кот засыпает, а дети тихо к нему подходят. Котик просыпается, мяукает и пытается поймать мышат, дети убегают. (Игра повторяется несколько раз)

«Кот усатый ходит» (см. занятие №1)

«Разноцветные клубочки» (клубки подбираются основных цветов, в процессе игры с ними закрепляется название основных цветов)

Воспитатель говорит, что принес любимую игрушку всех котиков - достает из корзинки клубочек шерсти. Котик мурчит, рассказывает ребятам, какой клубочек мягкий, пушистый, упругий (и т.д.); показывает, как хорошо он взлетает и как здорово он катается по полу. Дети получают по клубочку, превращаются в котят и играют с клубочками (подбрасывают клубочек, катают по полу, перекладывают из ручки в ручку)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы в клубки играть!

Вверх, вниз- 2 раза

Эй, ребята, не ленись!

Рисование

Детям раздаются спутанные нитки и листы бумаги с изображением котиков с прошлого занятия.

-Котята играли с нитками и запутали их. Приклеим своим котятам, запутанные нитки.   Дети   по очереди   подходят   к  воспитателю,    мажут   клеем   нитки   и прикладывают к листу. (Учитывая возраст и возможности детей, данное задание можно заменить рисованием клубочков карандашом или фломастером. Еще можно предложить детям приклеить около котика разноцветные клубочки, которые заранее подготовил воспитатель.)

Дети и взрослые вспоминают, в какие игры они играли с котиком. Воспитатель говорит: «Котику очень у нас понравилось, но пришла пора прощаться.» Дети гладят котика и прощаются с ним.

 

ЗАНЯТИЕ № 3  «Курочка Ряба»
Цель занятия
1) снятие эмоционального и мышечного напряжения;
2)     развитие умения согласовывать свои движения с ритмом музыки и текста, с движениями других детей;
3)  развитие умения действовать соответственно правилам игры; 
4)     снижение импульсивности и излишней двигательной активности; 
5)     развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

Оборудование: котик, чудесный мешочек, курочка, яичко, мышка, домик, дед, бабка, соленое тесто для лепки или пластилин.

Ход занятия

«Здравствуй, я котик!»

Котик приходит в группу, здоровается с ребятами.

«Ласковое имя»

Воспитатель в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька…» и т.д.

«Чудесный мешочек»

Котик показывает детям «чудесный мешочек»:

- Ребята! Посмотрите, что я вам принес. Это мешочек не простой, это мешочек чудесный. Кто хочет узнать, что в нем лежит?

Дети по очереди пытаются ощупать мешочек и угадать, что в нем лежит. Котик достает из мешочка (по очереди):  курочку, мышку, яичко

«Курочка-рябушечка»

Воспитатель обращается к курочке и ведет с ней диалог, читается потешка:

Курочка-рябушечка, куда ты пошла? 

На речку. 

Курочка-рябушечка зачем пошла?

За водичкой.

Курочка-рябушечка, 

Зачем тебе водичка?

Цыпляток  поить.

Курочка- рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

«Курочка грустная - пожалей ее»

Курочка загрустила - у нее болит крылышко. Воспитатель предлагает детям пожалеть курочку. Первым жалеет котик или взрослый, потом по очереди все дети. Педагог предлагает угостить курочку зернышками. (дети подставляют курочке ладошки, а она «клюет» зернышки у каждого малыша и благодарит за угощение: «Спасибо, Маша, Коля…»

Рассказывание сказки «Курочка Ряба»

Котик спрашивает ребят: «Ребята, а кто отгадает из какой сказки к нам пришла курочка с мышкой и яичком?» Садитесь поудобнее, я вам сказку расскажу.

За морями, за горами,

За железными столбами, 

На пригорочке домок,

На дверях висит замок, 

(ставиться на столе домик)

Кто же в домике живет?

А в доме том живут дед и баба.

 Давайте покажем, какой домик у

 деда с бабой:

 Он высокий    - поднимают руки вверх

Он широкий - руки разводят в стороны 

Он крепкий    - сжимают кулачки

Он теплый      разжимают кулачки.

Появляются дед и баба, здороваются с ребятами.

Жили -были дед и баба и была у них Курочка Ряба..

Снесла курочка яичко не простое, а золотое.

Дед бил, не разбил. Баба била не разбила.    (стучат кулачок о кулачок)

Только мышка-покатаюшка

Ударила хвостиком и разбила.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет. (трут глазки)

А мышка-покатаюшка шмыг в норку и ушла, ушла, ушла.

Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба!

Снесу я вам яичко другое: не золотое - простое»

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!

«Цыплята и коршун» (объяснить детям  заранее кто такой коршун)

Дети превращаются в цыплят (Раз, два, три - вокруг себя повернись и в цыпленка превратись). Малыши ходят, гуляют, изображают, как цыплята клюют зернышки, пьют водичку, машут крылышками и т.д. По сигналу «Коршун!» все детки-цыплятки бегут к маме и прячутся у нее под крылышком. Игра повторяется 2-3 раза.

В конце игры дети остаются под крылышком у мамы курицы, роль которой играет воспитатель. Курочка обнимает деток-цыпляток и поет им колыбельную песню.

Дети и взрослые вспоминают, в какие игры они играли. Воспитатель говорит: «Курочке очень у нас понравилось, давайте ее позовем еще к нам в гости».

Лепка. (дети из пластилина лепят для курочки яички).