Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

                                   

Быстрый рост количества транспорта на дорогах, увеличение общей скорости транспортного потока и, зачастую, халатность водителей приводят к росту дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Сами ребята в силу возраста и неумения управлять своим поведением могут спровоцировать опасную ситуацию. В этом так же огромное место занимает вопрос беспечного отношения родителей к вопросу безопасности детей на дороге.

Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Для этого важно знать, что:

С 3-4 лет:

- дети могут отличить движущуюся машину от стоящей, но о тормозном пути еще представления не имеют, уверенные, что машина может остановиться мгновенно;

С 6 лет: - обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые;

- большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;

- еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного (мяч, катящийся по проезжей части может отвлечь их от всего остального);

С 7 лет: - уверенно отличают правую сторону дороги от левой;

 С 8 лет: - уже могут реагировать мгновенно, т. е. тут же останавливаться, когда их окликнут;

- у них начинают формироваться основные навыки езды на велосипеде: теперь дети постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;

- они могут определить, откуда доносится шум;

- учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (знают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится);

- могут отказываться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;

- но по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации.

Задача взрослого помнить, что в процессе обучения нельзя ограничиваться только словесными методами подачи информации. Необходимо использовать более доступные для детей методы: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, во время которых ребенок будет на практике изучать правила поведения пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.

Целевые прогулки одна из интересных форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Так, организуя целевые прогулки в младшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Чем старше становиться ребенок, тем более обширные темы затрагивает педагог и тем больше расширяет словарный запас воспитанника и багаж его знаний о поведении на дороге.

Примерная тематика целевых прогулок

Младшая группа:

- знакомство с дорогой;

- наблюдение за работой светофора;

- наблюдение за транспортом;

- пешеходный переход.

Средняя группа:

- знакомство с дорогой;

- сравнение легкового и грузового автомобилей;

- наблюдение за светофором;

- правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.

 Старшая группа:

- элементы дороги;

-  правила поведения на дороге;

- наблюдение за транспортом;

- прогулка пешехода;

- переход;

- перекресток;

- сигналы светофора;

- наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

-прогулка к автобусной остановке,

- правила поведения на остановке.

Подготовительная группа:

- улицы и перекрестки;

- правила дорожного движения;

- наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;

- наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

- значение дорожных знаков;

- правила поведения на остановке и в общественном транспорте;

- пешеходный переход (подземный, надземный и наземный);

- пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый.

Так же педагог, в ходе целевой прогулки, знакомит детей с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными знаками и особенностями этого участка дороги.

Основное отличие целевых прогулок по ПДД в ДОУ от ООД, проводимого на игровом участке или игровой комнате, заключается в характере познавательной деятельности детей – непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдение за поведением пешеходов.