Как Кенгуреныш стал самостоятельным
Возраст: 2-5 лет.
Направленность: Страх расставания с мамой.
Переживания, тревога, связанные с одиночеством.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь один».
Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала
самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький
Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей
сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и
совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком,
а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом
Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.
Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел
рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока
мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда
Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в
сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш
испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и
оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и
пролез в сумочку.
Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще
Дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить
от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки
просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили
взрослые Дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится
оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем
испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
День за днем в маминой сумочке становилось все теснее
и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома,
построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но
так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла
оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время. Однажды утром мама-Кенгуру ушла
в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал
и плакал, а мама все не приходила.
Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков,
которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было
очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без
мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью
приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла
мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в
магазин — ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он
знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет
домой, к своему любимому Кенгуренышу.
Вопросы для обсуждения
Ты боялся того же?
Почему теперь Кенгуренок не боится оставаться один, без мамы?
Сказка о подсолнечном семечке
Возраст: 3-5 лет.
Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с
отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх
самостоятельности, общая боязливость.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь!»
В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья
семечек. Они жили дружно и весело.
Однажды — дело было в конце лета — их разбудили
странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора!
Пора!! Пора!!!»— звал Ветер.
Семечки вдруг поняли, что им действительно пора
покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с
другом.
Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром,
а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с
увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их.
Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение.
Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать
родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно.
«Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали
дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь
здесь!»— говорило оно.
Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты
трус! Как можно отказаться от такого путешествия?». И с каждым днем в корзинке
их оставалось все меньше и меньше.
И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в
корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл
его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так
одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами!
«Может я и правда трус?» - думало семечко.
Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и ветер стал злым
и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!». Подсолнух гнулся до земли
под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая,
казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда.
«Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я
больше никогда не увижу своих братьев и сестер? — спрашивало оно себя.— Я хочу
быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу
преодолеть свой страх?».
И тут семечко решилось. «Будь, что будет!» и,
собравшись с силами, прыгнуло вниз.
Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно
опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал,
но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было
так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и
измученное, незаметно для себя уснуло.
Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не
узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток,
который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в
которые превратились его братья и сестры-семечки.
Они все были рады встретиться снова, а особенно они
радон вались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все
говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и
некому было тебя поддержать». Все гордились им.
И семечко было очень счастливо.
Вопросы для обсуждения
Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет?
Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться?
Белочка-Припевочка
Возраст: 3-6 лет.
Направленность: Несамостоятельность.
Ключевая фраза: «Помогите, я сама не умею!»
В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых
елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка —
Белочка-Припевочка. На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем
собирали орехи, потому что очень их любили.
Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать
орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я
никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама
доставала орешки, Белочка ела их, благодарила маму и прыгала дальше. «Папочка,
у меня никак не получается достать орешки из этой шишки!». «Белочка!— говорил
ей папа,— ты уже не маленькая и должна делать все сама». «Но у меня не
получается!»— плакала Белочка. И папа помогал ей. Так Припевочка прыгала,
веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу,
тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.
Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже
хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда
нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она
ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать
Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. Все бельчата веселились и играли, а
Припевочка стала печальной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не
могу сделать сама»,— грустила она.
Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник.
Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они
разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг
другу о своих находках. И Белочка-Припевочка тоже отправилась в дальний путь.
Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало
весело, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела
есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.
Прыгает Белочка, ищет орехи — нет их и нет. День уже
близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг
смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки
доставать. Попробовала — не получается. Еще раз — опять неудача. Но Белочка не
отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: «Попробую-ка я свой способ
орешки доставать!».
Сказано — сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка
орешки. Поела, развеселилась/Огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых
лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку
— там орешки, другую сорвала — и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала
немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с
ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные и друзья сидят
грустные. Не нашли они орешки, устали, проголодались. Рассказала им Припевочка
про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа,
улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: «Как же мы тебя неумехой
звали — всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай,
да Припевочка!».
На следующее утро белки пришли на то место, о котором
рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много.
Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни
пели и хоровод водили.
Вопросы для обсуждения
Почему так получилось, что Припевочку стали звать
неумехой?
Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?